Образовательный центр

"Классики"

ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Принцип природосообразности

Принцип природосообразности заключается в максимальном учёте психовозрастных особенностей ученика. Это означает, что учебные программы должны быть выстроены так, чтобы ребёнку было понятно всё, чему его учат в школе. При таком подходе отпадает необходимость бесконечной родительской помощи при подготовке домашних заданий. Абсурдность сложившейся ситуации в системе образования кроется в том, что сегодня мы вынуждены обосновывать и отстаивать необходимость понятности школьных учебников. Не секрет, что родители, отдавая ребёнка в школу, сталкиваются с проблемой непонимания текстов учебников: формулировки заданий неясны ни ребёнку, ни образованному взрослому. Это непонимание является одной из многих причин массовой функциональной неграмотности молодого поколения.

Учебники абстрактны, заформализованы, схоластичны. Учебный материал не представляет собой последовательной, продуманной системы, которая способна сформировать у ребёнка целостное, неклиповое мышление. При таком подходе к обучению формируются стойкие механизмы обращения с информацией как с разрозненной, несвязанной, хаотичной субстанцией, не имеющей связи с жизнью, не применимой нигде, кроме тестов. Это в итоге блокирует познавательную активность, не даёт развиться тем механизмам, без которых научное мышление невозможно. А следом за этим блоком приходит и угасание мотивации к обучению, более того – тревожность и отторжение к процессу в целом.

Сознание современного выпускника школы напоминает заламинированный чистый лист. Официальный отказ системы образования учить детей (ребёнок должен учиться сам), закреплённый действующим ФГОС, вообще ставит под вопрос целесообразность существования сложившейся противоестественной школьной системы.

Итак, природосообразная педагогика выдвигает вполне определённые требования к учебникам:

• опора на жизненный опыт ребёнка;

• учёт особенностей детского восприятия на каждом возрастном этапе (образности и конкретности мышления, способности к обобщению и абстрагированию);

• ясность формулировок заданий, их соответствие природе детского восприятия;

• системность подачи материала (каждый последующий материал опирается на пройденный, охватывает и закрепляет его);

• постепенность усложнения (каждый методический шаг усвоения нового материала гарантирует полное понимание, максимальную осознанность);

• гарантированная возможность самостоятельного выполнения ребёнком домашних заданий.

В. П. Урлапова — О функциональной неграмотности

https://russianclassicalschool.ru/methods/psihologiya-obrazovaniya/item/882-v-p-urlapova-o-funktsionalnoj-negramotnosti.html

В. П. Урлапова — О школьной тревожности

https://russianclassicalschool.ru/methods/psihologiya-obrazovaniya/item/881-v-p-urlapova-o-shkolnoj-trevozhnosti.html

Принцип культуросообразности

Образование не стоит на месте и постоянно меняется, следуя за изменениями в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. В то же время образование — это наиболее консервативная сфера. Государственная образовательная система исторически складывалась как инструмент передачи культурного опыта предшествующих поколений будущим, как ориентация детей на национальные нормы, обычаи и традиции. Образование как феномен культуры всегда выступало средством её сохранения и трансляции. Отказ от этой традиционной функции образования и реформирование школы по глобализационным транснациональным лекалам привели к проблемам общегосударственного характера: не только к системному падению качества знаний у школьников (передача знаний больше не считается приоритетом в образовании), но и к всеобщей дезорганизации и разрушению системы накопления и сохранения культурных ценностей, что названо угрозой в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

Итак, культуросообразная педагогика выдвигает определённые требования к организации учебного процесса:

• изучение становления отечественной методологии;

• выявление и применение лучших образцов российского методического наследия;

• соответствие содержания учебников российским нормам, обычаям и традициям;

• глубокое и системное изучение отечественной истории, осмысление причин взлётов и падений, побед и поражений нашего народа в разные исторические моменты;

• глубокое и системное изучение лучших памятников отечественной и зарубежной литературы разных исторических эпох;

• воспитание нравственных качеств на примерах исторических и литературных героев.

Принцип осознанности

Так можно сформулировать третий ключевой принцип педагогики. Максимальная осознанность в процессе обучения достигается благодаря активной самостоятельной деятельности детей. Её учебная целесообразность обусловливается законами психологии: первая стадия распознавания предметов и явлений — их непосредственное восприятие (перцепция); после этого в детском сознании появляются образы, полнота и яркость которых зависят почти исключительно от степени детского внимания, равносильного интересу. Интерес и связанное с ним чувство удовольствия появляются у детей, когда они в новой изучаемой информации находят элементы хорошо знакомого (апперцепция).

Вот почему весь учебный материал должен быть взят, по возможности, из знакомой детям окружающей обстановки и доступен их непосредственному опыту.

«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму»

Самостоятельная деятельность ребёнка с разнообразным дидактическим материалом (счётными палочками, кубиками, линейными, квадратными и кубическими мерами), опытное проживание и сопоставление взаимозависимости таких явлений, как скорость, время и расстояние, активное постижение возможностей своего речедвигательного аппарата, вслушивание в звуки собственной речи и их распознавание, овладение навыками самоконтроля при письме, осмысленного чтения и многое другое — это залог осознанного обучения на каждом его этапе.

Ничего не следует механически запоминать — всё должно быть прожито ребёнком, осознано и осмыслено, всё изучаемое должно присваиваться как личный опыт. Только таким путём происходит подлинное, а не декларативное развитие личности ребёнка, укрепление его уверенности в собственных силах, формируется настоящая глубокая познавательная мотивация и закладываются основы научного мышления.

Именно на таких принципах построено обучение в образовательной системе «Русская Классическая Школа».

Материал и фотографии с официального сайта https://russianclassicalschool.ru/